Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

Говард Гарднер разработал свою теорию множественного интеллекта в 1983 году. Суть его взглядов состоит в нежелании рассматривать интеллект лишь как способность к логическим размышлениям.

 На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Он выделил 8 основных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам.

Вербально-лингвистический интеллект — способность оперировать сложными грамматическими конструкциями, владение большим словарным запасом, хорошие литературные способности, большая скорость чтения и письма, склонность к иностранным языкам. Дети с таким типом интеллекта любят читать, писать и рассказывать истории. Они обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.) и богатым лексическим запасом.

Логико-математический интеллект — способность к индукции и дедукции, конкретному и абстрактному мышлениям. Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическими навыками и навыками решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Любят решать загадки и головоломки.

Визуально-пространственный интеллект — способность хорошо ориентироваться в пространстве, воспринимать зрительную информацию, обрабатывать и воспроизводить её. Восприимчивость к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Дети с таким типом интеллекта хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят паззлы и головоломки. Они сильны в рисовании, черчении, проектировании, моделировании.

Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками. Дети с таким типом интеллекта запоминают мелодии и музыкальные образы, распознают диапазоны и ритмы.

Телесно-кинестетический интеллект — способность посредством движений телом решать поставленные задачи, передавать эмоции или создавать некий продукт. Включает в себя контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами. Дети с таким типом интеллекта обладают хорошей координацией движений, очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью.

Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы. У детей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, они уверены в себе и любят работать в одиночестве.

Межличностный интеллект — относится к способности эффективно взаимодействовать с людьми, распознавать чувства, взгляды и намерениями других людей. Дети с таким типом интеллекта с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими лидерскими и дипломатическими качествами. Эти два типа интеллекта вместе составляют так называемый «эмоциональный интеллект».

Натуралистический интеллект – выявлен Гарднером одним из последних. Он предполагает способность к изучению флоры и фауны, мира природы; предрасположенность к продуктивной деятельности.

Экзистенциальный интеллект - способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах. По мнению ученого, все люди в той или иной степени способны проявлять вышеперечисленные разновидности интеллекта, при этом каждый характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия.

В связи с этим важно не только знать и укреплять свои сильные стороны, но и подтягивать, держать в тонусе менее развитые виды интеллекта.

Центр интеллектуального и творческого развития Смартум предлагает развивающие программы для малышей и взрослых, построенных на основе теории Г. Гарднера. Развивая все девять типов интеллекта, вы получаете реальную возможность стать гармонично развитой, талантливой личностью со множеством способностей и неподдельным интересом к жизни.

Литература:

Говард Гарднер Структура разума: теория множественного интеллекта = Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007. — 512 с.

«Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.