Психологическая развивающая группа с подростками. Размышления второго сезона.

Вот и закончился второй год наших развивающих психологических групп. Немного грустно после расставания с детьми. Много было пережито вместе за это время.

Группа стала ценностью для каждого. Это было пространство, где принимали, где можно было получить поддержку или найти ответы на сложные вопросы взаимоотношений с миром. Место, где можно было рассказать о проблемах с одноклассниками, о том, что тревожит, поделиться переживаниями по поводу оценок  в школе и разногласий со взрослыми, а самое главное - получить НОВЫЙ  бесценный опыт построения отношений. Отношений, основанных на принятии другого, не такого как я, возможно, не такого как я ожидал. Оказывается, в этом много интереса, азарта и ресурса. А еще больше и удивления.  Меня тоже принимают разным? 

С удовольствием для себя замечаю как меняется способ контакта детей по мере развития группы, особенно это видно на контрасте с «новенькими».

«Чего она меня толкает все время, если хочет со мной поиграть, что не может сказать?», с удивлением и возмущением говорит «мой» мальчишка новенькой девочке. Да, не может, нет такого опыта. И сразу вместе вспоминаем как два года назад, сам пытался таким же образом налаживать отношения в группе. И главное здесь не в том,  чтобы научиться говорить, а в том, чтобы почувствовать эмоцию, понять чего я сейчас хочу,  озвучить это в форме, которая  будет понятна окружающим.

«Счастье – это, когда тебя любят, уважают и ты делаешь, то, что хочешь»

«Счастье-Я, Родители, путешествие, веселье, танцы, это мои коты, сделанные уроки»

«Счастье-это когда рядом с тобой люди, которые тебе приятны. Когда ты делаешь то, что хочешь, когда все здоровы»

«Счастье – это весь мир»

Это базовый фундамент, на который опирается построение отношений. У взрослых в терапии на это уходять годы. Для того, чтобы обозначить свою потребность нужно научиться ЧУВСТВОВАТЬ, а развитие чувствительности  - это не быстрый процесс. В начале наших групп при работе с эмоциями дети обозначали в себе всего несколько базовых: радость, злость, страх. В конце года то, что они озвучивали в переживаниях, имело даже оттенки и интенсивность: радость, восторг, восхищение или злость, ярость, гнев, а оказывается есть еще интерес, удивление, уважение, скука, грусть и т.д. Эмоциональный мир из монохромного стал разноцветным и самое главное ОСОЗНАВАЕМЫМ. Если я понимаю, что сейчас переживаю, то могу обозначить, чего хочу. После этого я могу решать, что с этим делать. Такие простые вещи, делают нашу жизнь осознанной и наполненной. Как этого не хватает многим взрослым! 

Важный этап: научиться говорить о себе, о том,  что переживаешь и быть при этом услышанным. Вспоминаю наши первые упражнения на развитие навыков общения. Много неловкости, большой соблазн засмеять смущение и стыд. Как начать?

Как поддержать разговор? Как быть интересным? Как презентовать себя? Не менее важный навык научиться слушать. Не всегда все получается с первого раза, но упорно в течении года мы повторяли «сложные» игры и эксперименты. «Тихони» при поддержке группы учились выступать перед публикой, «активне лидеры» учились слушать и работать в команде.  Для многих это был новый опыт, который был получен в безопасной и принимающей обстановке.

Очень важный момент, который получился в нашей работе – это поддержать в детях то индивидуальное, что в них есть, развить спонтанность и креативность. Дети зажатые в жестких рамках становятся безликими. А тех, кто пытается выделиться называют «белыми воронами». Я очень люблю работать с такими ребятами, теми, кто всеми силами пытается сохранить свою индивидуальность. Здесь, можно говорить о ЛИЧНОСТИ. Как важно понять свою уникальность, развить и использовать как ресурс и старт для дальнейшей реализации. Ведь, если понимать, что моя уникальность, допустим в творчестве, нет необходимости страдать, сравнивая себя с Машей у которой хорошо с математикой. Я не хуже и не лучше Маши. Я просто ДРУГОЙ. И у меня СВОЙ путь. И тогда вопрос низкой или высокой самооценки отпадает сам собой. Я уникален, как любой человек на Земле и я знаю, в чем моя уникальность. В наш век нарциссизма, конкуренции, научиться так ощущать, это конечно, мегаЗадача, но очень хотелось дать понять ребятам, что такое отношение к себе возможно. 

Сразу оговорюсь, что позволить себе внутреннюю свободу развития, не означает вседозволенность. Об этом мы много говорили с детьми, просматривали трогающие за душу социальные ролики: об уважении к родителям, о помощи младшим, о стремлении к цели. Потому, наверное, я радуюсь и спокойна, когда «мои» дети в описании, что такое счастье говорят о свободе делать, то что хотелось бы.

Предлагаю  «примерить» эту картинку «счастья» читающему взрослому: заниматься по жизни тем делом, которым хочется; позволять себе радости, когда хочется; жить там, где тебе хорошо, общаться с теми, с кем хочется. Мне нравится. А вам?

 

 

Опубликовано в Психология

Похожие материалы (по тегу)