Зачем водить подростка в психологический клуб?

С сентября этого года я вела занятия для подростков 12-13 лет в психологическом клубе «Искусство быть рядом». Размышлениями о том, как нам жилось на занятиях и зачем вообще нужны такие группы для подростков, мне и хотелось бы поделиться в первую очередь с их родителями.

Большинство взрослых, сталкиваясь с подростковыми проявлениями своих детей или учеников, только тяжело вздыхает. Резкие смены настроения, появление множества «не хочу», «не буду» и «ты про это ничего не знаешь», увлечения, сменяющие одно другое в галопирующем темпе, зависания на телефоне или в соц. сетях, хамовато-показательное пренебрежение к учебе – все это и правда нелегко выдержать. До такой степени нелегко, что взрослые часто забывают, что самим подросткам еще сложнее. Хотя бы потому, что они сталкиваются с этим в первый раз. И потому что они, по сути, еще дети.

Основная, так сказать, магистральная задача подросткового возраста – это разобраться с вопросами «Кто я? Какой я? Куда я иду? И зачем мне нужно туда попасть?». Школа в этом, как правило, не помогает просто никак. Лозунг «Ты сначала выучи то, что тебе задано, а потом уже умничай» по-прежнему остается одним из самых распространенных в системе образования. Родители же зачастую стесняются вести с подростками такие разговоры, не знают, как их правильно поддержать, да и не всегда находится у них время и силы, чтобы беседовать со своим ребенком «о вечном». Вполне хватает других тем – почему у тебя опять по математике двойка, сколько на тебя будет жаловаться Марья Ивановна, уберешься ты, наконец, в своей комнате (можно вставить свой вариант).

В результате подросток остается с очень сложными и пугающими его размышлениями абсолютно один. Или в лучшем случае с компанией сверстников в соц. сетях, где проблему можно оборжать, а можно опошлить. Еще можно поставить смайлик. Закон же психологии говорит о том, что неотработанная проблема тянется за человеком дальше по жизни, пока он не найдет в себе сил для ее решения. То есть ничего не знающий о себе, своих желаниях и своих целях подросток превращается в такого же молодого человека, затем во взрослого. И сильно удивляется, что топчется по жизни, качаясь то в одну, то в другую сторону.

Еще одна особенность подросткового возраста заключается в том, что интеллектуальное развитие опережает эмоциональное. То есть он вполне может справляться с достаточно сложными учебными задачами, но оставаться абсолютно беспомощным в отношениях со сверстниками или в решении конфликтов с учителями и родителями. Ему сложно дифференцировать, что он чувствует в конкретной ситуации – он сейчас смущен или он злится, и злится он потому, что не получает внимания или потому, что его обидели. Часто именно эта спутанность чувств заставляет подростка кидаться с кулаками буквально на все, что движется, или наоборот прятаться ото всего, отмораживаться возле экрана компьютера. Научиться распознавать свои чувства, выдерживать их и еще и что-то с ними делать, так сказать, социально приемлемое – в одиночку, без поддержки очень тяжело.

Еще раз повторюсь, самые сложные задачи, которые ставятся перед человеком в подростковом возрасте, не решаются ни в школе, ни в коллективе сверстников, ни в большинстве семей. Мы бросаем наших детей с ними один на один и предпочитаем решать какие-нибудь попроще и попонятнее (их список можно найти выше). Нет, конечно, это не значит, что большинство подростков не «выплывает» (как «выплыло» и большинство из нынешних взрослых). Это значит, что им трудно. И что им нужна квалифицированная помощь. И что кто-то без этой помощи может действительно не справиться.

Работа нашей группы строилась именно так, чтобы подростки могли «потренироваться». И чтобы это утверждение не выглядело голословным, мы предлагаем вашему вниманию наглядную таблицу.

Задачи Способы их решения в психологической группе
Начало сепарации от взрослых Сепарироваться от родителей сложно, но можно попытаться сепарироваться от взрослого ведущего-модератора группы. Например, научиться говорить ему, что сейчас не хочется выполнять предложенное задание. А взамен выдвигать свое и отстаивать его перед взрослым и группой.
Очерчивание своих личностных «границ», понимание того где кончаются желания и требования другие людей и начинаются свои желания и требования. В группе очень много раз за занятие задаются вопросы: «Зачем ты сейчас это делаешь?» «Чего ты хочешь?» «А что ты получишь в результате выполнения желания?» «А зачем тебе это нужно?». Постепенно научаясь искать на них ответы (а этот процесс идет очень тяжело), участники учатся не только распознавать свои истинные желания, но и брать за них ответственность.
Распознавание эмоций в себе и в других Называя, что он сейчас чувствует, подросток учится быть внимательным к себе, к своим переживаниям. Слушая, как свои чувства называют другие, он учится быть внимательным к переживаниям других людей, различать их и реагировать. Учится эмпатии.
Умение работать в группе Большинство заданий выполняется вместе с кем-то из участников и чтобы справиться с заданием, нужно научиться обсуждать свои действия с другим. Еще один важный навык – это выносить результат работы на всю группу и получать от нее реакцию.
«Кто я?» и «Каким меня видят другие?» Практически каждую встречу мы проводили мини-экскурсы на тему: «Кто сегодня для меня в группе кажется самым привлекательным (опасным, незаметным и проч.) и почему?» Эту информацию в безопасной для себя обстановке подростку очень сложно получить вне группы. Она подкрепляется упражнениями на познание себя типа «Сконструируй свой мир».

 

Справедливости ради, заметим, что далеко не всегда у участников получалось открываться, общаться, чувствовать и распознавать свои чувства. Кто-то останавливался посредине пути и понимал, что пока ему трудно или опасно двигаться дальше. Но каждый уходил из группы с ощущением, что он что-то смог, чему-то научился, что-то получил. Что на каком-то этапе сложного жизненного поиска он был не один. И мне кажется, что этот опыт поможет ребятам «выплыть». Надеюсь, на глубокую и чистую воду.

Опубликовано в Психология

Похожие материалы (по тегу)